Snorecore
- обобщающий термин для таких направлений современного инди-рока, как
sadcore и slowcore. Ниже мы попытаемся кратко
проанализировать этот жанр с точки зрения происхождения, а также приведем
его некоторые отличительные черты.
Трудно с уверенностью сказать, что положило начало snorecore. Одни музыковеды
утверждают, что его прародителями являются The Velvet Underground,
а именно их наиболее мягкие и выдержанные композиции, исполненные Нико.
Другие отмечают большое влияние экспериментов Стива Райха. Третьи
- до-амбиентных сольных достижений Брайана Ино. Существует также
мнение, что все началось с альбома Дэвида Боуи "Low", и это автоматически
включает в список влияний весь krautrock, так как "Low" создавался в Германии
в 1977 году, в эпоху расцвета немецкой психоделии. Среди более поздних
коллективов предшественниками snorecore можно считать Joy Division,
My Bloody Valentine, Cocteau Twins, Dead Can Dance,
"суицидальную трилогию" The Cure ("Faith", "Seventeen Seconds"
и "Pornography"). Не стоит забывать и о большом значении альбома Siouxsie
& The Banshees "Join Hands" (1979), а следовательно о влиянии готической
музыки вообще.
Важной особенностью snorecore является пространственность, "звуки тишины",
как противопоставление спекторовской "стене звука". Яркий пример - скрытый
трек на EP группы Low "Transmission" (1996) - пятнадцатиминутный
эпос, начинающийся пятью минутами тишины. Большинство snorecore-композиций
отличает, мягко говоря, пренебрежение временными лимитами, принятыми на
популярных радиостанциях. Нестандартная продолжительность песен дает исполнителю
время раскрыться и максимально излить свои чувства. Snorecore-лирика обычно
повествует о реальных событиях в прошлом или настоящем, и об отношении
исполнителя к ним. Таким образом, песни могут носить автобиографичный
характер, но в то же время, быть универсальными для любого человека. Известные
мастера проникновенного исполнения - Джефф Мартин из Idaho,
Марк Козелек из Red House Painters, Марк Эйтцел из
American Music Club. С другой стороны, к примеру, Элизабет Фрейзер
из Cocteau Twins достигает не меньшего эмоционального воздействия
на слушателя при помощи бессодержательных голосовых эманаций - это даже
не слова, а фонемы, музыкальные слоги, формирующие ее собственный язык.
Идеальный пример - альбом "Treasure" 1984 года.
Ещё одна немаловажная черта snorecore - длинные инструментальные пассажи
в композициях. Многие группы используют традиционный набор инструментов
- гитара/бас/ударные. Синтезатор используется редко или вообще не используется
- таким образом музыканты призывают к более живому, человечному восприятию
своих творений. Однако некоторые группы - например, Spacemen 3
(и их отпрыски: Spectrum, Darkside, Spiritualized
и др.), Stereolab, Stars of The Lid/Windsor for The Derby,
The Azuza Plane/Spires of Oxford, Flowchart - довольно
часто прибегают к помощи программирования для достижения отчужденного
и равнодушного к человеческим переживаниям звучания, в чем опять же прослеживается
экзистенциальное влияние краутрока.
Примечательно количество "двуполых" snorecore-групп: Cocteau Twins,
Low, Mazzy Star/Opal, His Name Is Alive, Slowdive/Mojave
3, Drugstore, Bardo Pond, Galaxie 500/Damon&Naomi,
Charalambides, Flowchart, Windy&Carl и др. - во всех
этих командах так или иначе принимают участие девушки, и в большинстве
случаев они являются солистками.
Одно из направлений инди-рока - медленные, нежные, душевные композиции,
создаваемые депрессивными музыкантами для таких же депрессивных слушателей.
В текстах преобладают темы неразделенной любви, утраты и страданий, да
и сама музыка далеко не весела. Акустическая гитара словно материализовалась
из глубины семидесятых, однако структура песен менее гармонична и более
насыщенна, создавая при этом пессимистичную атмосферу. Группы, играющие
sadcore, такие как, например, American Music Club или Red House
Painters, создают прекрасные и волнующие мелодии - идеальный фон для
одиноких вечеров.
Характерные черты Slowcore - это, в первую очередь, черепашья скорость
музыки, а также бесконечно длинные композиции, хромающий ритм и сырое
звучание. Это стилистическое направление тесно связано с Sadcore, обладая
схожим саундом, но здесь больше внимания уделяется музыкальной составляюшей,
нежели лирике, - Slowcore играют в основном инструментальные группы, а
если и используется вокал, то тексты абстрактны, в отличие от Sadcore-групп
с их весьма конкретными душевными переживаниями.